mail to Michael Grinfeld

Развитие понимания красоты родной природы



Или вот такая сторона программы, которая получила свое развитие именно в творчестве учителей-экспериментаторов, — коллективное творчество детей, их участие в оформлении класса, школы, а когда дело идет успешно, школьники оформляют и соседние детские сады. На уроках изобразительного искусства ребенок подготавливается к активному участию, вторжению в окружающий мир или, как теперь говорят, «социум». Участие в коллективном панно, может быть, его первый вклад в общее дело.

— Как вы видите участие семьи, родителей в работе детей по вашей программе? Могут ли они помочь учителю?

— Разумеется, могут, и не только в том, что будут доставать бумагу, кисти, мелки, краски, что, к сожалению, в наши дни очень и очень непросто. По программе предусмотрено развитие восприятия ребенка, понимания им красоты родной природы, умения видеть искусство, которое окружает его дома, на улице родного города, деревни. И здесь роль родителей могла бы быть очень велика при одном условии — если они сами умеют видеть красоту или, по крайней мере, хотят видеть. Из опыта лучших педагогов, работающих по нашей программе, я заметил: родители хорошо помогают, когда в занятиях идут за ребенком и вместе с ним, но не стараются его опередить, не пытаются его учить. Нам пришлось отказаться от домашних заданий по изобразительному искусству. И одна из причин — вмешательство родителей. Видя, что дети рисуют «неправильно», они поправляют их рисунки, иногда сами рисуют за ребенка: как не помочь, если у него «не получается».

Сколько ни публикуем мы детские рисунки, сколько ни устраиваем городские, союзные, международные конкурсы детского рисунка, родительскую массу мы еще не сумели убедить, что «неправильный» детский рисунок — это не плохой рисунок, он может быть замечательным, хотя мы его называем «неправильным» с позиций взрослого искусства. Ведь дети видят мир иначе, чем взрослые. И попытки вмешательства, переделывания, «перевертывания» их мира приводят к остановке развития ребенка (речь идет о младшем возрасте). Дело учителя, специалиста — направить его воображение, развивать в нужном направлении его творческие возможности. Как правило, лучшие наши учителя втягивают в свою работу с детьми родителей и основная задача, которую они себе ставят, —сломать устойчивый для взрослых стереотип, что дети — недоразвитые, что-то не умеющие взрослые. Вот когда родители понимают, что их малыши способны на открытия и творчество, которое для них, родителей, при всем их желании невозможно, они начинают учиться вместе с ребенком, он начинает их вести. Здесь, при чуткости и заинтересованности родителей, результаты бывают замечательные.

— Возможно ли создание программы эстетического воспитания для родителей, для семьи?

— Это очень сложно: все семьи живут в разных условиях, в городе одни возможности, в районном центре — другие, в деревне или поселке — третьи. В городе есть музеи, зато в деревне дети растут окруженные природой и близость к ней формирует их внутренний мир. Уровень общего развития и культуры родителей тоже очень разный. Одно и то же слово толкуется двумя людьми совершенно различно. Что самое страшное — несколько поколений людей выросло отторгнутыми школой от художественной культуры. Это в условиях, когда высокие народные художественные традиции утрачены. И люди остаются глухими. Как можно ставить перед ними, не понимающими, что такое творческое задание, не понимающими, что такое творчество, задачу развить в ребенке с помощью определенных заданий способности к творчеству?

— И тем не менее потребность в программе эстетического воспитания в семье существует. Люди хотят дать ребенку то. что сами недополучили, а с возрастом оценили как серьезную ущербность. Играй в любом режиме потому что казино пока казино позволяет это делать











































79bce5de577612c8ee4dd0513b97b6e4