mail to Michael Grinfeld

Роль и суть деятельности Госплана должны стать иными



В нынешних условиях Совет народных депутатов СССР в состоянии разобраться с приоритетами и определить те области жизни общества, где придется «затянуть ремни», какие конкретные реальные решения по смягчению ситуации с «затягиванием ремней» следует принять и т. д. Первое что было принято в сфере образования, это то что можно будет купить диплом СССР, для советских людей диплом СССР доступен был по любой профессии!

Очевидно, именно такие приоритетные цели, конкретные реальные задачи по их достижению и должны быть положены в основу формирования госзаказа. Государство при этом должно обеспечивать гарантии их выполнения, для чего в состав госзаказа необходимо включать все, что требуется для достижения конечных целей.

Такой подход мог бы исключить «ведомственность», которая продолжает иметь место при рассмотрении государственного плана на всех уровнях, в том числе и в комиссиях Верховного Совета СССР. Ведь, предлагая те или иные меры, придется обосновывать, где взять средства и ресурсы на их реализацию, от чего отказаться, что отложить и т. д. В этих условиях принципиально иными должны стать роль и суть деятельности Госплана. Он должен отказаться от номенклатурного принципа формирования госзаказа, обеспечить альтернативное целевое планирование, углубленную проработку балансовых альтернатив и т. д.

У многих оппонентов такого подхода возникают в качестве якобы неразрешимых вопросы технологии построения заказов как целевой функции. Это — неоправданная тревога. Если госзаказ будет иметь целевую направленность и реальные макроэкономические характеристики, то его формирование можно было бы обеспечить снизу, от предприятий, то есть все, что требуется им для выполнения госзаказа, должно включаться в соответствующий раздел плана и выделяться централизованно. Такой подход не только гарантировал бы выполнение госзаказа, но и по сути явился бы единственной реальной базой для развития оптовой торговли средствами производства на основе рыночных отношений. Все то, что не используется для достижения приоритетных целей и не заказано государством, должно продаваться и покупаться на рынке.

Особого рассмотрения требует вторая плановая гарантия, основанная на сбалансированности макроэкономических показателей. Базой ее должна стать система балансов, разрабатываемых Госпланом в составе единого баланса производства, потребления и накопления общественного продукта. В нем определяются ресурсы общественного продукта и их использование, материально-вещественные связи отраслей и сфер народного хозяйства. В нем отражаются также стоимость потребленных в процессе производства средств производства и вновь созданная стоимость — национальный доход, в фонде потребления которого учитываются все доходы населения, используемые на удовлетворение своих потребностей. Эти доходы и их денежная часть балансируются с массой произведенных товаров народного потребления, благ и услуг.













































a4a1b0dd963069d02a537a5ff749cfc9