Два года участники первого фестиваля „Золотой Дюк” ждали возвращения этого праздника

Это было прошлым летом, в середине января... Нет, не ради шутки вспомнила я сейчас эту песенку из телефильма „Мэри Поппинс, до свиданья!”. Все и вправду почти как в том сказочном кино: поздравляю читателей-кинозрителей с Новым Годом, а за окном только что отзеленело московское лето, и бархатный киносезон вновь собрал в Одессе гостей „Золотого Дюка”. Не удивительно, что все мои „новогодние” мысли по поводу нашего кино волей-неволей связываются с впечатлениями от нашей не особо праздничной летней жизни и фестивальной сентябрьской недели у Черного моря...


Два года мы, участники первого говорухинского „Золотого Дюка”, ждали возвращения этого праздника кино, сумевшего соединить под звездным небом Одессы бурные радости карнавала и жгучую серьезность политических дискуссий, искреннюю настроенность на самый что ни на есть низкий „легкий” жанр и высокое уважение к Искусству и Мастерству. Но, как известно, нельзя войти дважды в одну реку. Слитком резко изменились краски и жанры нашей жизни. Яростный защитник „презренных” развлекательных жанров, Станислав Говорухин отрекся от „президентского кресла” на „Дюке” и снял страшную по своей обличительной силе документальную картину „Так жить нельзя!”. Зато новая команда руководителей киносоюза об руку с независимыми кинематографистами резко повернули от апологетики „элитарного” авторского кино в сторону коммерческой развлекательности. Наши же творцы, казалось бы только что освоившие методы „шоковой терапии” и „чернухи”, ринулись завлекать утекающего из кинозалов отечественного кинолюбителя невиданными доселе эротическими откровениями.


В общем, все смешалось в доме кинематографистов, и похоже, не распутается еще долго. А хотелось бы... Хотелось, чтобы дикости нашей неустроенной жизни не превращали талантливых режиссеров в злобных насмешников, смакователей порока или непритязательных халдеев, удовлетворяющих вкусы сытых торгашей. Хотелось, чтобы наша публика, затравленная заботами и бесконечным дефицитом всего необходимого человеку, не утратила окончательно чуткости и тяги к настоящему Искусству.


И еще хотелось, чтобы этот мой летне-новогодний тост помог бы сбыться в середине января всему тому, чего нам так недоставало прошлым летом — в Одессе, в Москве, на экране и в жизни...


Фестиваль „Золотой Дюк” упоминался уже не раз. Что не странно: это, пожалуй, самый шумный из наших фестивалей и единственный, который еще может претендовать на звание всесоюзного. А может быть, и вообще последний, еще подающий признаки жизни. Остальные один за другим как-то незаметно рассосались. И даже по поводу Московского международного, здравствовавшего три десятилетия, ныне появились серьезные сомнения. Финансового толка. То есть „судьбоносные”. То есть фестиваля, весьма вероятно, нынешним летом не будет.


„Золотой Дюк-2” состоялся. И это по нашим временам само по себе событие. Правда, в отличие от первого, увенчанного восторгами, второй, прошедший в сентябре прошлого года, был осыпан упреками. Вполне по заслугам. Что не отменяет его главной заслуги — быть.


Почти каждый автор нынче оговаривается: „Пишу осенью, не зная, что вас будет волновать зимой, когда вы это прочтете”. „Пишу зимой, какой-то будет весна...”. Жизнь — каждый день. Минувшей осенью приехавших в Одессу едва ли не более всего взволновало торжество дифференциальной ренты первого рода. Иными словами — „преимуществ географического положения и плодородия почвы”. Южнорусская земля, несмотря ни на что, все еще родит. Перестройка не отразилась на изобилии осеннего Привоза. Другое дело цены...


Жюри критиков — точнее, кинопрессы, „дюкпресси”, так сказать (шутка нашего авюра Натальи Лукиных), — присудило свой приз фильму Валерия Тодоровского „Катафалк”. „Дюк” начинал как фестиваль популярных, или зрелищных, или, попросту говоря, коммерческих киножанров. И много было жарких споров насчет того, как Искусство сочетается с коммерцией. Ныне критики отметили „Катафалк”, „не оглядываясь на принадлежность к каким-либо жанрам, но принимая во внимание исключительно принадлежность к искусству кино”. Высокие коэффициенты и стабильные выплаты на официальном сайте казино.



Дата последнего изменения: 29-01-2002

WebStudio Banner Network

www.sitnikov.ru



  Top-Manager | Журнал для руководителей


2253d17b8fa4656d95f9bc4411a4db55