Дата последнего изменения:

Образовательная технология
«Достижение прогнозируемого результата»


В.В. Лебедев

Образовательная деятельность и НЛП

При написании любой статьи мы обращаемся к читателю, не зная уровня его подготовки и глубины понимания предмета, о котором хотим сказать в представляемой работе.

Для того чтобы достичь результата, а, как известно каждый автор желает, чтобы его мысли стали созвучны мыслям читающего, и нашли соответствующий отклик, необходимо создать единое понятийное поле.

Под деятельностью мы понимаем свернутую интериоризированную (переведенную во внутренний план) последовательность действий ориентированную на достижение конкретного результата (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.).

В современном словаре английского языка "Longman Dictionary of Contemporary English, 3-rd Edition, Longman, 2000" хорошо спланированная серия действий для достижения какой-либо цели называется стратегией.

Таким образом, мы можем сказать, что деятельность это свернутая интериоризированная стратегия. При этом необходимо отметить, что хорошее планирование еще не означает эффективное достижение цели, под которой мы понимаем модель желаемого результата представленного в виде системы с четко обозначенными элементами и определенными между собой отношениями.

НЛП исследует и моделирует эффективный человеческий опыт исходя из основного вопроса "Как ВЫ это сделали, делали, делаете …?", т.е. выявляет эффективные стратегии и создает технологии их внедрения, делая их доступным для широкого круга людей на уровне деятельности.

В НЛП рассматриваются микростратегии, стратегии и метастратегии. Подробно с их описанием можно познакомится, например, в работах Р. Дилтс. Микростратегии осуществляются в основном на бессознательном уровне человека и организуют использование соответствующих модальностей в повседневной жизни. Метастратегии - стратегии организующие стратегии.

Техники представленные в НЛП не что иное, как метастратегии приводящие к переорганизации субъектного опыта человека на бессознательном уровне.

Образовательная деятельность осуществляется субъектами, непосредственно включенными в образовательный процесс, т.е. обучающимся, учителем, руководителем учебного учреждения.

Образовательную деятельность обучающегося определяют параметры его иерархии нейрологических уровней, в которых особое место занимает система всех его внутренних стратегии восприятия и переработки как внешней, так и внутренней информации. Степень ее эффективности воздействует не только на нижние нейрологические уровни (поведение, окружение), но и на вышестоящие, так как самоидентификация - я человек, который может сделать, выполнить и т.д. преобразует многие параметры уровней идентичности и ценностей. Таким образом, ориентация в работе с обучающимися на развитие их микростратегий, стратегий и метастратегий может оказывать решающее значение на повышение эффективности их учения. Для эффективного развития внутренних стратегий школьников учителю и руководителю учебного заведения, в своем образовательном арсенале, необходимо иметь соответствующие метастратегии.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию описание образовательной технологии "Достижение прогнозируемого результата", которая направлена на изменение стереотипов работы учителя и администратора и ориентированна на повышение результативности учения школьников.

Данная технология проходила апробацию в ряде гимназий г. Москвы с 1995г., и полностью была внедрена в учебный процесс в школе автора с 1998г..
Позволяет быстро повысить качество обученности школьников и создать творческую атмосферу в учебном учреждении.

Предварительно рассмотрим и поясним термины, входящие в название статьи.

Под технологией мы понимаем структурированную совокупность процедур , позволяющих определенным образом преобразовывать, изменять некую данную реальность. Например:

  • инженер-технолог разрабатывает последовательность обработки железной болванки для изготовления конкретной детали - сначала ее по нужной процедуре обточат на одном станке, затем высверлят отверстия и пазы на другом, затем в специальных ваннах покроют нужным составом и т.д.;
  • опытная хозяйка в определенной последовательности использует, предварительно, нужным способом обработанные ингредиенты для приготовления того или иного блюда.

Образовательная технология - технология процедуры, которой ориентированны на развитие и саморазвитие субъектного опыта детей в контексте их учения.

Под прогнозируемым результатом (в контексте образования) мы понимаем запланированную учителем систему конкретных операционно проверяемых теоретических и практических знаний, которые обучающийся должен усвоит за определенный промежуток времени, а также позитивные изменения его опыта.

Под теоретическими знаниями по учебной теме мы будем подразумевать понятийный аппарат темы: понятия и их взаимосвязи, свойства; факты, события и т.д..

Под практическими знаниями - виды учебной и надпредметной деятельности, которые используются в данной теме.

(1 - Структура - характер взаимосвязи между элементами системы.
2 - Процедура, алгоритм - конечная последовательность действий приводящая к результату.)

Кратко опишем сущность технологии.

Первый этап работы учителя состоит в том, что определяется общее информационное пространство учебной темы, т.е. элементы будущей системы прогнозируемых результатов:

  • понятийный аппарат:
    • n - понятий;
    • m - теорем;
    • k - свойств;
    • d - фактов;
    • s - событий и т.д.
  • виды деятельности, используемые в данной учебной теме:
    • e - надпредметных видов деятельности;
    • r - видов деятельности характерных для данного учебного материала;
    • w - видов конкретных типов задач, заданий и т.д.

Такое представление первичной информации учебной темы мы называем - меню.
В качестве примера рассмотрим следующее меню:

Меню показательная и логарифмическая функции

Второй этап заключается в уточнении и конструировании (на основании специальных процедур) понятийного аппарата темы, надпредметных и учебных алгоритмов и классификации типов задач. После чего вносятся коррективы в меню темы. Иногда этот этап работы с учебной информацией переносится учителями на третье место.

Третий этап это разработка (на основании специальных процедур - приложение 1.) дифференцированных по уровню сложности заданий, которые соотносятся с определенной оценкой и предназначены для проверки уровня освоенности учебного материала темы обучающимися. Эти задания, охватывают весь спектр знаний по изучаемой теме и в обобщенном виде представлены в ее меню и, являются теми результатами, которых должны достигнуть школьники. Такую разработку учителя оформляют в виде итоговой контрольной работы. Часто эта работа состоит из двух частей - теоретической и практической.

На следующем этапе учителя (на основании специальных процедур - приложение 2.) создают систему срезовых, проверочных работ, которые позволяют отслеживать процесс и уровень усвоения знаний обучающимися и их готовность к написанию итоговой работы.
Срезовые работы это те промежуточные результаты, которых должны достигнуть обучающиеся в конце урока или в конце каждого этапа урока или в конце некоторого логически завершенного методического блока.

Мы представили одну из множества возможных графических моделей взаимоотношения заданий итоговой работы и заданий в срезовых работах, являющихся их аналогами. (см.схему)

Пятый этап заключается в создании (на основании специальных процедур) системы уроков направленных на достижение прогнозируемых результатов.

Важной составляющей технологии является понимание и владение учителями процедуры формулирования цели урока и определения степени ее достижения. Ниже мы приводим методические рекомендации по работе с вышеуказанными образовательными видами деятельности.
Цель темы, урока - это спрогнозированный, желаемый результат.
Правильно сформулированный результат урока, темы должен удовлетворять пяти требованиям:

  1. результат сформулирован в терминах результата относительно ученика;
    Пример: каждый ученик в конце темы, урока умеет решать, выполнять… (перечисляются конкретные задания); понимает структуру… (понятий, предложений,…); знает факты из…; умеет логически строить высказывания относительно…и т.д.
  2. имеются четкие признаки достижения результата;
    Учитель и ученики должны знать, какие конкретно знания (точные параметры этих знаний), какую конкретно деятельность в конце темы, урока освоит обучающийся.
  3. имеются четкие временные границы достижения результата;
    один урок, три урока и т.д.
  4. определен контекст, в котором возможно достижение цели;
    учитель заранее определяет все знания, виды деятельности, изученные ранее и необходимые для достижения поставленной цели, знает уровень владения этой информации учащимися.
  5. определены последствия достижения обучающимися определенных подуровней результата

Учитель прогнозирует возможные уровни достижения результата и сопоставляет им определенную систему оценок.
Например: определяются конкретные знания, деятельность, которые:

  • достаточны для понимания темы и дальнейшего обучения - минимально-достаточный уровень обученности - оценка три;
  • позволяют обучающемуся достаточно глубоко и цельно ориентироваться и использовать изученную информацию - оценка четыре;
  • позволяют обучающемуся уметь полноценно устанавливать взаимосвязь изученной информации с ранее изученными фактами, положениями, знаниями и т.д. - оценка пять;
  • позволяют обучающемуся уметь переносить полученные знания и деятельность на подобную ранее не изученную информацию, на основе полученных знаний и деятельности формулировать новые положения и самостоятельно добывать знания - уровень творческого осознания учебного материала - оценивается отдельной оценкой.

Наиболее просто все эти требования к цели темы, урока фиксируются через разработку итоговой работы по теме.

Задания, в итоговой работе отражают дифференцированный подход к уровню усвоения обучающимися учебной информации темы и, следовательно, мы получаем "веер" целей ориентированных на каждого школьника, который дает им возможность реализовать свои притязания.

На основании разработанной итоговой работы формулируются цели уроков, этапов урока.

Наиболее просто это сделать в виде срезовых работ, задающих конкретные прогнозируемые результаты работы ученика на уроке.

Самоанализ учителем урока заключается в проверке соответствия прогнозируемых им конкретных, диагностически выстроенных результатов и реальных результатов, которых достигнут обучающиеся на уроке или его этапе и продемонстрируют в срезовой (ых) работе (ах).

Необходимо отметить, что вся рассмотренная выше обработка и систематизация учебной информации осуществляется учителями до начала изучения темы. Таким образом, меняются аспекты управленческой деятельности администрации в руководстве и контроле над образовательным процессом. Если при традиционном обучении деятельность администрации в рассматриваемом аспекте направлена на выявление существующих проблем, которые она наблюдает на уроке, то при предлагаемой технологии администрация имеет возможность участвовать во всей цепочки установления желательных результатов обучения. Она имеет возможность управлять процессом повышения образовательного мастерства учителя до момента его "соприкосновения" с учеником, тем самым, избегая возникновения проблем.

Приложение 1.

Обучение учителей происходит в форме деловой игры, где присоединение к ним происходит на уровне их опыта работы с учебной информацией, и затем специальные вопросы дают им возможность переосмысления и изменения их стереотипов. Таким образом, происходит рефрейминг образовательных шаблонов.

Разработка итоговой работы по теме
Учебно-методическая, деловая игра

  1. Выберите тему любого курса (6 и более часов)
  2. Составьте меню всей темы. Лист№ 0.
    Отложите его.
  3. Составьте итоговую работу по теме, так, чтобы задания давали возможность проверить усвоены ли знания по всей теме. Ответ зафиксируйте на листе №1
  4. Определите задания итоговой работы, безошибочное выполнение которых Вы сможете оценить на 3, при этом все остальные задания будут не выполнены. Лист№2.
  5. Проверьте, охватывают ли эти задания все знания на уровне стандарта.
  6. Какие ещё задания, дополнительно к предыдущим заданиям нужно полностью выполнить ученику, чтобы Вы могли оценить его работу на 4. Лист№3
  7. Просмотрите оставшиеся задания и выберите из них те, за которые, с учетом выполнения предыдущих, Вы поставите 5. Выборку произведите минимальную, учитывая при этом, как и в остальных случаях, что задания должны быть, выполнены полностью. Лист№4 Участники объединяются
  8. Отложив листы 2-4, просмотрите итоговую работу (лист 1) и отметьте самое сложное задание. Лист№5
  9. Найдите среди оставшихся заданий то, которое по степени сложности непосредственно предшествует выбранному заданию. Лист№5
  10. Последовательно повторите шаг 7 относительно оставшихся заданий. Лист№5
  11. Отложите лист5. Просмотрите итоговую работу (лист 1) и определите самое простое задание. Лист№6
  12. Объясните, почему вы считаете его самым простым? Ответ кратко зафиксируйте на листе 6.
  13. Выберите из итоговой работы задания, которые находятся с предыдущим заданием (лист 6) на одном уровне сложности. Если таких заданий нет, то определите задание, которое чуть его сложнее. Лист№6
  14. Объясните, почему выбранные задания одинаковые по степени сложности, если такие есть. В противном случае, почему выбранное задание более сложное? Лист№ 6
  15. Повторите шаги 11,12 для всех оставшихся заданий.
  16. Если есть необходимость, перестройте последовательность заданий в итоговой работе, от самого простого к самому сложному с учетом проделанной работы. Лист№1d Участники объединяются и сравнивают задания лист 1d.

Если итоговая работа проверяет знания теории, то шаги №…а
Если итоговая работа проверяет практические знания, то шаги№…б

А

17а. Выберите из ниже предложенных вопросов (*), вопрос подходящий для соответствующего задания и поставьте его с ним рядом. Если нужно переформулируйте ваши вопросы.
Лист№ 1d

(*) Кто? Что? Где? Когда? Почему? Зачем? В чем разница? Что общего? Какая между ними связь и почему? Вследствие чего? В связи с чем…? Какое намерение…? Как реализовывалось… и можно ли реализовать по другому? А что если…? Что будет, если…? И т. д.

18а Просмотрите предложенный список вопросов (*) и определите, какие из них относятся к группе простых, более сложных, сложных и творческих. Дополните эти группы своими вопросами.
Лист№ 7

19а. Просмотрите задания (лист1d) и соответствующие им вопросы из списка. Если есть необходимость, перегруппируйте задания с учетом шага 14а.
Лист № 1d 1
Объединение участников для обсуждения

20а.Просмотрите лист№ 1d 1 (на основе листа 7). Нет ли у вас возможности обогатить составленные группы заданий новыми заданиями, шире раскрывающие знания учащихся на минимально достаточном уровне (стандарт), на более сложном, сложном и творческом.
Лист № 1d 2

21а. Сравните лист 1d 2 с листами 2-4, если нужно внесите коррективы.
Объединение частников для обсуждения

Б

17б. Проанализируйте каждое задание итоговой работы с точки зрения операций, логических операций, алгоритмов, структурных форм, формул и т. д., которые необходимо использовать для их выполнения. Запишите каждый результат анализа напротив соответствующего задания.
Лист № 1d.

18б. Сравните между собой количество операций, логических операций,… используемых для выполнения каждого задания и на основе этого определите их сравнительные степени сложности. Если есть необходимость, переконструируйте итоговую работу. Лист №1d1.
Объединение участников для обсуждения

19б. Просмотрите проанализированные задания (лист 1d1 ) и отметьте те из них, которые относятся: только к вновь изученной теме, только к ранее изученным темам, к сочетанию материала всех тем.

20 б (а). Проанализируйте, как расставлены задания по степени сложности (лист 1d1): за счет возрастания усложнения вновь изученного или ранее изученного материала; за счет усложнения сочетаний ранее изученного и вновь изученного материала. Если нужно внесите коррективы. Лист №1d2

21 б (а). Определите, какую часть (в процентах) составляют задания каждой из категорий в листе 1d2 .
Объединение участников для обсуждения

22 б(а). Сравните лист1d2 и листами 2 - 4 с точки зрения соотнесения уровня сложности, новизны изученности заданий с оцениванием их. Обратите особое внимание на то, что вы проверяете уровень усвоения новой темы. Если нужно внесите коррективы.

23. Не сможете ли Вы произвести оценивание итоговой работы двумя оценками, первая только за знание и применение материала вновь изученной темы, вторая за использование предыдущего учебного материала и за его взаимосвязь с новой информацией.

24.Попробуйте в каждой группе заданий (лист 2 - 4, лист 1d2) отдельно сгруппировать задания, в которых в большей степени присутствует только новая информация, новая во взаимосвязи с ранее изученной информацией. Если это нельзя сделать на имеющихся заданиях, не сможете ли Вы ввести в итоговую работу новые задания?

25. На основании сконструированной итоговой работы составьте меню темы лист № 01

26. Сравните лист 0 и 01. Сделайте выводы.

Объединение участников для обсуждения, подведения итогов и подготовки к выступлению представителя группы на общей части деловой игры

Приложение 2.

Разработка системы проверочных работ на основании итоговой работы по теме.

  1. Составить проверочные работы позволяющие оценить подготовленность учащихся к написанию итоговой работы.
  2. Определите, каким образом (как) вы будете оценивать каждую проверочную работу?
  3. Сопоставьте количество уроков отведенных на эту тему с количеством предлагаемых вами проверочных работ. Если есть необходимость, внесите коррективы.
  4. Возьмите первое задание, первой проверочной работы и определите, к какому из заданий итоговой работы оно относится. Зафиксируйте это.
  5. 4.Шаг три примените к остальным заданиям проверочной работы.
  6. Шаг 3,4 примените последовательно ко всем проверочным работам.
  7. Запишите номера заданий итоговой работы, поставив им в соответствие номера и количество заданий из всех проверочных работ.
  8. Сравните число заданий из проверочных работ, проверяющих подготовку учащихся к тому или иному заданию итоговой работы. Если каких-то заданий больше то объясните, чем это вызвано.
  9. Если есть необходимость, то внесите коррективы в проверочные работы.
  10. Спланировали вы предварительную итоговую работу, обобщающую процесс обучения и проверяющую готовность учащихся к написанию итоговой работы? Если нет, то сделайте это.
  11. Если есть необходимость, пересмотрите число проверочных работ, внеся в оставшиеся соответствующие коррективы.
  12. Сопоставьте оценивание заданий в итоговой работе с оцениванием соответствующих им заданий в проверочных работах. При необходимости внесите коррективы.
  13. Отметьте сами для себя, на что в большей степени имеет смысл обращать внимание при разработке проверочных работ?

Внедрение вышерассмотренной технологии в образовательном учреждении должна проходить в определенной последовательности и осуществляться специально подготовленными специалистами. Кроме того, мы не описывали в данной статье технологию работы с развитием внутреннего опыта школьников, что в не малой степени способствует повышению уровня обучаемости школьников и, следовательно, позитивно сказывается на уровне их обученности.
Мы с удовольствие ответим на ваши вопросы. ВЫ можете обратиться к нам по адресу: vdbL@yandex.ru


Посмотрим с начала?


Дата последнего изменения:




www.sitnikov.ru   Top-Manager | Журнал для руководителей