Под бизнес-образованием я понимаю систему специального (профессионального) образования, которая дает человеку знание философии, методологии, технологии и конкретных способов ведения дела, формирует у него некоторые практические умения и навыки ведения дела в реальных условиях и закладывает основу дальнейшего индивидуального профессионального развития. Как и любая система образования, бизнес-образование с неизбежностью должно учитывать тот факт, что человеческая деятельность имеет смысл1 , определяемый соответствующим контекстом2 . В психологическом плане контекст - это законченное в смысловом отношении множество психического, определяющее смысл отдельных входящих в него элементов [3].
Под субъективной реальностью я понимаю индивидуальный целостный и структурированный контекст бытия субъекта [4]. В этот интегральный контекст в качестве элементов включается все множество3 контекстов жизни и деятельности, в том числе Я-концепция, концепция мира (Не Я), система отношений (с собой, с миром, включая мир объектов и миром субъектов). К контексту "Я-концепция" можно отнести более частные: половой, видовой, расовый, национальный, родовой, семейный, профессиональный и другие контексты, а также индивидуально принятые цели и ценности. К контексту "концепция мира" можно отнести картину мира и описание мира, в том числе социально4 обусловленные цели и ценности.
Предварительные замечания позволяют сформулировать ряд тезисов темы "Субъективная реальность и бизнес-образование":
- Бизнес-образование как специальное (профессиональное) образование представляет собой процесс постановки, разворачивания, адаптации и "вживления" профессионального контекста в субъективную реальность с последующим запуском его самостоятельного совершенствования и развития. Для адаптации и "вживления" профессиональный контекст должен быть непротиворечиво встроен в "Я-концепцию", в целевую структуру и систему ценностей. В этом плане образование продолжает процесс социализации в конкретных профессиональных контекстах. Бизнес-образование с необходимостью должно учитывать тот факт, что профессия представляет собой способ бытия человека, а не способ его функционирования. Вопросы Смысла, морали, нравственности при достижении цели являются весьма актуальными при ведении дела. Этот тезис относится к философии ведения дела.
- Бизнес-образование, как и любое образование, представляет собой процесс введения человека в Культуру5 . Специальное образование есть введение в контекст отдельных аспектов Культуры, имеющих свой предмет. Вхождение в специальность есть вхождение в контекст предмета. (Не в последнюю очередь дисбаланс нашей системы экономических отношений связан с тем, что так называемые бизнесмены пост-советского периода не вошли в контекст бизнеса, а остались в привычной предметной области т.е. инженерами, учеными, партийными, советскими, комсомольскими, профсоюзными работниками, спортсменами, учителями, врачами, рабочими и т.д. То же можно сказать о преподавателях факультетов бизнеса, рекрутируемых из сотрудников кафедр политэкономии, научного коммунизма и научной организации труда и смежных дисциплин, порой не имеющих реального опыта работы по специальности. В процессе бизнес-образования происходит взаимодействие субъективной реальности обучающегося и обучающего. Не имеющий опыта не может передать конкретных "рабочих состояний".) Этот тезис касается методологии ведения дела.
- Бизнес-образование должно учитывать психологические аспекты профессионализации. В целом, профессионализация представляет собой устойчивое расширение перцептивных и когнитивных полей, с повышением дифференциальной чувствительности (выделении фигуры из фона) и формированием навыков целенаправленного взаимодействия в зоне профессионального применения. Этот тезис касается технологии ведения дела.
- Бизнес-образование должно располагать обширным арсеналом способов и методов ведения дела. Собственно, этот уровень бизнес-образования зачастую превалирует при подготовке будущих и переподготовке нынешних бизнесменов.
Выделенные тезисы в какой-то мере могут лежать в основе определения качественного уровня программ бизнес-образования. Если в программах представлен только п. 4, то такое бизнес-образование находится на уровне бизнес-ПТУ (выпускник такого заведения - бизнесренок - т.е., "октябренок от бизнеса"); если представлены п.п. 3 и 4 - это бизнес-образование на уровне бизнес-техникума (выпускник - юный друг бизнесмена); если представлены п.п. 2, 3, 4 - это бизнес-образование на уровне бакалавра (выпускник - помощник бизнесмена); если представлены и реализованы все четыре пункта - это высшее специальное образование (выпускник - бизнесмен). Если в программе не полностью представлен и не реализован п. 4 - это образование не может считаться специальным бизнес-образованием.
В заключение необходимо подчеркнуть, что бизнес-образование может быть направлено на развитие и структурирование субъективной реальности человека посредством актуализации смыслов жизни в профессиональной деятельности.
1 Смысл - качество, приписываемое чему-либо и придающее ему определенную ценность. …Локус (место) смысла - в психическом и только психика способна выделять смысл опыта [1].
2 Контекст - законченный в смысловом отношении отрывок письменной речи (текста), точно определяющий смысл отдельного входящего в него слова или фразы [2].
3 Множество можно задать: 1) перечислением всех входящих в него элементов; 2) указанием свойства, определяющего, какие элементы должны быть включены в данное множество [5]. Для множеств, содержащих достаточно большое количество элементов первый способ задания не всегда возможен. Контекст как множество может задаваться либо перечислением элементов, либо каким-либо свойством. Со свойством может быть связано название контекста. Контекст как множество имеет или четкие или нечеткие границы.
4 При определенных условиях социально обусловленные цели и ценности становятся разделяемыми субъектом индивидуальными целями и ценностями.
5 Нельзя не заметить аналогию (отнюдь не тождество) отношений Субъект - Субъективная реальность и Общество - Культура, т.е. Культура - есть частично материализованная субъективная реальность Общества.
Литература
[1] Зеленский В. В. Аналитическая психология. Словарь (с английскими и немецкими эквивалентами). - СПб.: Б.С.К., 1996. - 324 с.
[2] Словарь иностранных слов. Под ред. И. В. Лехина и Ф. Н. Петрова. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1954 - 855 с.
[3] Вовк А.И. К вопросу об осознании контекста. - Реальность и субъект. 1998 г., № 1, том 2, с. 43.
[4] Вовк А.И. Методология преобразующего взаимодействия. - Реальность и субъект, 1999 г., № 2, том 3 (в печати).
[5] Стюарт Я. Концепции современной математики. /Пер. с англ. Н. И. Плужниковой и Г. М. Цукерман. - Мн.: Высш. школа, 1980. - 384 с.
|