Дата последнего изменения:

Перед Вами - глава, посвященная НЛП из книги "ГИБКОСТЬ. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖЕРА" Леонарда Едуардовича Завалкевича (Київ, бульвар Верховної Ради, 18-А, к.65, zavalkevich@rambler.ru). С благодарной признательностью примем к рассмотрению любые предложения о переводе книги на другие языки и издании за рубежом.

Прикладные и практические аспекты психологической гибкости.

Методология эффективной коммуникации менеджера.
Системная психология гибкости в психотерапии и NLP.

Как работает компьютер? На основании программ, представляющих собой информацию, записанную определённым образом в его памяти. Изменить работу компьютера значит изменить, переписать информацию в этой памяти.

Точно так же и человек работает на основе того, что записано в его памяти. Изменить работу человека - значит переписать его память.

Информация, записанная в памяти компьютера, может измениться путем ввода новой информации со сканера, видео или фотокамеры, микрофона и других сенсорных устройств, можно перезагрузить целые программные куски диском с другого компьютера, а можно просто автономно от внешних коммуникаций переписаться с помощью клавиатуры и мышки.

Так же и любой из нас изменяет свою память усвоением информации поступающей извне через органы чувств, а может просто и легко переписать её независимо от ситуации с помощью представления, воображения, мышления. Одна из задач нейро-лингвистического программирования - помочь человеку овладеть такими способами эффективного программирования и перепрограммирования.

В психотерапии разработано множество школ и подходов, одни из которых решают отдельные задачи, другие претендуют, как и мы, на универсальность, но при этом отказываются от идей других "неуниверсальных" концепций. Однако если что-то уже есть, оно должно быть вписано в самую общую схему, только потому, что уже есть. Задача в том, чтобы просто определить ему место. Но никто не даёт этой реальной общей схемы. Даже самые последние достижения нейро-лингвистического программирования представляют собой довольно неорганизованный набор психологических техник, о чём свидетельствуют и сами нелперы1. Если же мы проанализируем эти техники с точки зрения трёхкомпонентности процесса функционирования, определим задачи решаемые в каждом случае, соотнесём их с целями терапии, то легко обозначим основные структурные элементы из предлагаемых нелперами техник. Даже само название подхода отражает трёхкомпонентность психики: нейронную организацию нервной системы, определяющую эмотивные свойства психики, лингвистический способ обработки информации и формирования смыслов и выражающиеся в поведении программы функционирования2.

Цель этапа
Целеформирование экологичное и реальное, объективное, адекватное и точное отражение ситуации устремлённости Определение ресурсов и средств из условий ситуации Формирование ресурсных состояний, установление доступа к ресурсам, создание установок готовности, овладение новыми способами
Содержание этапа
Прояснение, изменение картины мира, расширение диапазона восприятия, анализ, устранение генерализаций, упущений и искажений Внутренняя переработка негативных смыслов в позитивные (полезные), переоценка, формулирование эффективных убеждений Синтез, целенаправленная концентрация ресурсов, расширение диапазона изменения (влияния), опредмечивание намерений - мотивация
Средства
Новые ощущения, эмоции, осознание ценностей Новые понимания значения и контекста, операции с фоном, фигурой и рамкой Новые отношения, убеждения, стили и стратегии поведения
Способы
Вопросы, уточнения, сомнения Манипуляции элементами информации, убеждение Программирование, якорение, внушение, побуждение, заражение

Метамодель.

Довольно часто процесс помощи клиенту завершается на первом этапе, когда с помощью метамодели мы помогаем клиенту четко осознать свою цель. Часто проблема представляет собой человека, у которого есть машина, которая хорошо едет, но он не знает, куда ему ехать. В этом случае психолог как бы даёт клиенту бинокль, с помощью которого тот хорошенько осматривается и находит то, что его интересует, но чего он просто не мог увидеть раньше. Тогда он просто садится в свою машину и едет туда, куда ему надо. Большинство клиентов чувствуют свою проблему, но недостаточно чётко её представляют. То есть не видят всех её особенностей, возможных причин и путей развития. Метамодель побуждает клиента хорошенько разобраться самому в своей проблеме по принципу учителя из анекдота, который в третий раз рассказывает тему ученикам, уже сам всё понял, а они ещё нет. Объясняя "непонятливому" психологу свою проблему, клиент, в конце концов, сам начинает видеть её с другой стороны, обнаруживает ранее упущенные нюансы. А вместе с ними и пути решения своей задачи.

Однако на наш взгляд есть некоторая разница между метамоделью и классическим прояснением. Метамодель уточняет объективное значение, скрытое в словесной формуле символически предъявляемой жалобы. При этом, не выходя за рамки смысла проблемы заданного клиентом. В отличие от метамодели прояснение ставит под сомнение сам смысл, углубляясь в динамику субъективных образов. Метамодель - это уточнение по плоскости, вширь, а прояснение - анализ по вертикали. Метамодель уточняет проблему в контексте вопроса "что это, как это?", прояснение нащупывает более глубокие смыслы в контексте причины и результата вопросов "почему?" и "зачем?". Хотя и компетентно проведенная метамодель легко выводит на глубинные смыслы. В целом прояснением мы выходим на ценности, а метамодель проникает в настоящие мотивы поведения.

Сложнее, когда человек относительно комфортно себя чувствовал, а при расширении диапазона восприятия получил о себе много негативной информации. В таком случае психологу в процессе прояснения, во-первых, необходимо корректировать поиск клиента в позитивных контекстах, устраняя негативизмы ограниченного восприятия, во-вторых, в процессе второго этапа помочь освободить способности реформировать ограничивающие условия с негативным контекстом в расширяющие диапазон возможностей средства позитивного контекста. Вообще на каждом этапе и даже в каждый момент работы с клиентом психолог выполняет кроме специфической этапной функции (прояснение, переоценка, овладение) ещё и терапевтической функции улучшения психического состояния: оптимизация, позитивизация, релаксация и т.п.

В аспекте менеджмента мета-моделирование можно использовать:

  • для прояснения управленческой ситуации и определения реальных производственных целей и ресурсов;
  • для самоанализа своих настоящих истинных желаний и целей;
  • в процессе влияния на подчинённых, для уяснения ими задачи, развития их активности, самостоятельности, решительности и ответственности.

Прояснение ценностей и мета-моделирование целей - основное условие формирования эффективной системы мотивации, когда цели и ценности экологично связаны, когда личностная миссия и реальное поведение согласованы посредством механизма согласованных процедур, принципов, мотивов, намерений, целей, ролей, ценностей.

Гибкость как любопытство, о котором мы говорили в предыдущих разделах, представляет собой не что иное, как твою готовность мета-моделировать предлагаемый тебе мультик, готовность разжевать огромный кусок мяса иллюзий, впихиваемый тебе в глотку сознания.

Рефрейминг.

- У меня нет этого, мне не дали как недостойному.
- И я не имею, не взял, ибо они не достойны, чтобы у них брать.

Метамоделирование представляет собой способ получения более точной информации о предмете проблемы, необходимой для осуществления рефрейминга (смотри главу об оптимизации решения). Рефрейминг - переобразование смысла, переосмысление, переоценку, - мы интуитивно используем на каждом шагу в общении. Это основной способ формирования точки соприкосновения, которая опирается на идею "всё, что я делаю и говорю может быть тебе на пользу, и всякую пользу можно получить разными способами".

"Ты большая капля росы под листом лотоса, а я маленькая капелька на его верхней стороне, - сказала росинка озеру". Рабиндранат Тагор.

В теме рефрейминга находят своё самое непосредственное, гармоничное и логическое сочетание основные понятия и смыслы нашей работы: отражение, психика, смысл, выбор, решение, свобода, управление3.

Не так важно есть ли Бог на самом деле, гораздо важнее польза веры в Бога.

Мы прибегаем к рефреймингу, когда отвечаем на упрёки начальника, когда отказываем близкому или уговариваем, когда торгуемся, когда манипулируем кем-то, убеждаем, воспитываем, успокаиваем, отвлекаем и т.п. Мы неосознанно рефреймируем себя, когда прибегаем к тем или иным формам психологической защиты. Вообще (пере)образование смысла - это, возможно, основная функция сознания; мышление, творчество, культура, прогресс - это эффекты осмысления; живопись, проза, стихи, танец, музыка и…- это формы смыслообразования.

Как мы уже отметили, в основе рефрейминга лежит положение, что всякое явление, любое поведение может иметь позитивный смысл в зависимости от того, с какой стороны мы на него смотрим. Задача сводится к лишь тому, чтобы научиться находить этот позитивный смысл для каждого с кем общаешься. Это главное условие эффективного общения менеджера и залог успешного мотивирования подчинённых. Когда в аспекте шестишагового рефрейминга мы говорим о формировании нового поведения, это также ни что иное, как обнаружение для актуальной ситуации полезности, скрывающейся в паттернах личностного поведенческого арсенала.

Помнишь историю о том, как Том Сойер заставил мальчишек покрасить за него за бор? Нелперы любят этот пример. Это и был классический рефрейминг, в ходе которого юный хитрец одним только своим вопросом: "Часто ли мальчикам достается красить заборы?" - настолько "изменил рамку", "рефреймировал" или попросту переопределил и переосмыслил ситуацию, что забор был не просто выкрашен не им, а другими, но целых три раза, да еще и перед забором была проведена белая полоса. И было бы сделано еще больше, да вот краска закончилась... Так что принцип рефрейминга (буквально, "изменения рамки") известен уже очень давно (утверждают, что его - в терапевтических целях - использовал еще Авиценна). И заслуга нейролингвистического программирования заключается только в том, что оно отнеслось к этому принципу с должным уважением и доработало его до совершенства.

С точки зрения специалистов по НЛП, рефрейминг - это очень мощный инструмент общения. В общей теории коммуникации есть базовая аксиома, что сигнал имеет смысл только в рамке или контексте, в котором он появляется. Неожиданная задержка в отправлении поезда - это неприятность для пассажиров в вагонах, но подарок судьбы для тех, кто опаздывает на вокзал. Воспринимается ли что-либо как преимущество или недостаток, очень существенно зависит от того обрамления, "рамки", в котором понимается сообщение. Эффективный рефрейминг приводит к изменению переживания опыта.

Существуют различные механизмы формирования смысла происходящего. Любая деталь контекста, одна буква, слово, тон, пауза, всё что угодно могут изменить смысл текста. Есть разница?

"Человек в принципе может быть свободен, но в действительности он всегда от чего-то зависит"
и
"Человек в принципе может быть свободен, даже если в действительности он всегда от чего-то зависит".

Фреймы
смысловые формы, внутренний контекст, рамка восприятия (примеры)
Позитивные   Негативные
Цели-задачи-результат
(направленность)
Возможно по разному
(свобода-выбор)
Как будто есть нужное
(ресурсность)
Обратная связь полезна
(контроль)
Связки фреймов: Подчинённости - но, однако
Соседства (дополнения) - а, и, вместе с тем
Доминации - даже если, несмотря на
Условия-ограничения-проблемы
Должно быть правильно, остальное запрещено
Необходимого нет
Ошибок не избежать

Проблемный человек оперирует или негативными фреймами или ставит позитивные в подчинение к генерализованным негативным. Например, "Я сегодня счастлив, но думаю, что это не на долго", "Я хочу достичь намеченного, но у меня много проблем".

Задача определить картину мира доминацией позитивных фреймов: "Я счастлив, несмотря на то, что кто-то думает, что это не на долго", "Я достигну намеченного, даже если возникнут проблемы".

Если содержание представляет то, что мы имеем, то смысл отражает что в этом и насколько удовлетворяет или не удовлетворяет субъективной потребности4. Таким образом, переосмысление это:

  1. с одной стороны, поиск частей содержания, которые могут удовлетворить этой потребности,
  2. с другой - актуализация тех потребностей, которые возможно удовлетворить данным содержанием,
  3. и, как вариант, формирование нового содержания.

В метро сидящая рядом девушка нечаянно задела туфелькой ногу стоящей напротив неё дамы. Та остро заделась этим:
- Если вы ещё раз сделаете так, я вам сделаю то же самое!
На что девушка спокойно и доброжелательно поинтересовалась, приятно удивив окружающих, уже готовых стать свидетелями перебранки:
- А если я вас поцелую в носик, вы мне так же сделаете?

В рефрейминге мы заменяем и (еще лучше) обучаем клиента самостоятельно заменять, находить, получать, формировать новый, (позитивный как правило) смысл реальности. Позитивность в конечном итоге связана с полезностью, то есть мы должны прийти к тому, что я что-то эффективно делаю, достигаю пользы. При этом полезность не обязательно должна быть буквально примитивной банальной типа то, по поводу чего ты беспокоишься - полезно. Например, суицид сам по себе рефреймировать как полезный, значит убедить человека в пользе самоубийства, так, чтобы он спокойно умиротворённо и с удовольствием самоубился. На самом деле мы рефреймируем первичное намерение, отношение, возможности и т.п., скрывающееся за суицидом. Другими словами, в рефрейминге мы ищем, что конкретно полезного мы можем взять из данного вообще, а не успокаиваем себя, мол, это полезно вообще. В этом смысле под нахождением пользы понимается достижение личностно-смыслового оптимизма. Полезность получают тремя способами:

  • находя новое полезное значение фигуры (явления, поведения, переживания), то, что называют посмотреть на вещь с другой стороны (новое понимание поведения или явления);
  • подбирая новый подходящий контекст, другими словами фон, которому соответствовала бы данная фигура (новое эмоциональное отношение к поведению или явлению);
  • формируя новую фигуру (например, новое эффективное поведение в шестишаговом рефрейминге).

В действительности любую жалобу можно рефреймировать любым из перечисленых способов. Всё зависит от "точки приложения усилий". Новое значение может быть полезно в разных контекстах, а в новом контексте у текста (слова, информации, сигнала, поступка, переживания…) могут быть разные значения.

- Мои дети балуются, не слушаются меня.

Когда вам что-то не нравится, это значит, что вы способны замечать раздражавшие вас неэффективные способы поведения, то ли у себя, то ли у других. Чтобы избавиться от недостатков их нужно уметь замечать. Все люди допускают массу ошибок, прежде чем научатся делать что-то хорошо, и те, кто сможет их обнаружить раньше, быстрее обучаются эффективному поведению. Такие люди, кроме того, что сами развиваются, могут успешно помогать другим. Именно такие люди становятся хорошими родителями, воспитателями и просто внимательными друзьями (польза в разных контекстах).
- Я читал где-то в умной книге, что если дети балуются, активные, энергия так и брызжет, то это говорит только о том, что они здоровы, жизнерадостны. Они легко учатся быть самостоятельными, приспособленными к жизни и родителям остается только придавать их играм позитивный смысл.

Если проблему разделить на факт и отношение к нему, то она легко рефреймируется по формуле противоположного значения, широко применяемой и на бытовом уровне и психологами: "на самом деле это хорошо" и "на самом деле происходит не это" с последующей аргументацией подходящими значениями, контекстами и сравнениями.

Мне не нравится белый цвет.
Рефрейминг отношения Рефрейминг факта
На самом деле хорошо, что именно вам не нравится (а не вашим детям).
На самом деле хорошо, что не нравится.
Хорошо, что именно белый не нравится.
Хорошо что именно только цвет.
На самом деле это не вам не нравится (а родителям, воспитавшим вам эти комплексы).
В действительности вам нравится белый цвет.
На самом деле вас раздражает не белый цвет.
Вам не нравится не цвет.

В дополнение к отмеченным можно выделить другие специфические формулы рефрейминга (не везде ещё отшлифованые, но прекрасно демонстрирующие подход).

  1. -Х - это +Х.
    - Боишься уснуть за рулём - это хорошо, опасение делает тебя внимательным.
  2. -Х - это на самом деле -Y.
    - Ты боишься не уснуть, а незнания как не спать и что делать, если хочешь спать.
  3. -Х здесь - это значит +Х там.
    - Если ты чувствуешь, что легко можешь заснуть - это значит, что ты как правило всегда легко засыпаешь и высыпаешься. Ты свободен от мучающей многих бессонницы.
  4. -Х здесь - это значит +Y там.
    - Если ты быстро засыпаешь здесь, то по закону сохранения энергии, в другой, личностно более значимой интимной ситуации, скорее всего ты можешь долго не спать.
  5. -Х - это +Y.
    - Бояться уснуть означает смелость в желании поддерживать бодрость.

Чтобы рефреймировать жалобу на то, что кто-то что-то не делает, достаточно преобразовать "не делает" в "делает". Если человек что-то не делает, значит, он делает что-то другое в это время, а вот это другое всегда можно рефреймировать известными уже способами. Например, если ребёнок не слушается тебя, значит, он слушается себя или что-нибудь в этом роде. Нежелание того, что имеешь можно превратить в желание того, чего пока нет, из ситуации ограничения, включая себя тем самым в процесс достижения.

Рефрейминг формирования новой фигуры так же широко используется в бытовых отношениях:

- Ты дура.
- А у тебя муж козёл.

- Вы - лентяй! (у вас проблема).
- А вам жена изменяет (по сравнению с твоей проблемой моя - не проблема), - можно не говорить это в слух, а лишь подумать.

Специфические техники: "взмах", "шестишаговый рефрейминг", "линия времени", сенсорномодальностные и лингвистические манипуляции с образами и подобные - всё виды формирования новой смысловой фигуры (образа, ценности, убеждения, истории, опыта…).

Приводя примеры бытовых переосмыслений, в процессе рефрейминга мы добываем, формируем полезное или позитивное содержание, которое выбираем в процессе принятия решения к осуществлению, к выполнению. Таким образом, настоящий психотерапевтический рефрейминг - это осознание полезности, а не простое бытовое успокаивание и не увод в сторону от проблемы.

Полезность и позитивность всегда связана со специфической позицией активного и экологического владения ситуацией. Для формирования этой позиции в рефреймировании полезно использовать активные склонения существительных и местоимений, активные спряжения глаголов и деепричастий, активные модальности. О них мы упоминали в главе "Выбор лучше его отсутствия" и "позитивность".

Экологичность системы - один из главных критериев эффективности рефрейминга. Именно следуя принципу экологичности, иногда полезно формировать негативные смыслы комфортно чувствующему человеку. Умение находить полезное и неспособность видеть вредное совершенно не одно и то же.

В контексте экологичности полезно обратить внимание на так называемый негативный рефрейминг. Иногда полезно переосмыслить имеющееся или используемое поведение как вредное:

- Я твой мама имель…!
- Ну и как ей понравилось?...

А сейчас предлагаю примеры жалоб и ответов на них данные в классической работе Дж. Гриндера и Р. Бэндлера "Рефрейминг"5. Попробуй разобрать их.

ЖАЛОБА. По вечерам больше не дают кофе, и это мне не нравится.
ОТВЕТ. Хорошо ли вы спали?

ЖАЛОБА. Слишком много занятий назначается в одно и то же время. Трудно выбрать, на какой семинар пойти.
ОТВЕТ. Сочувствую вам. Но в такой организации занятий есть своя хорошая сторона, ведь это дает вам дополнительную практику в принятии решений.

ЖАЛОБА. Моя жена ни на что не может решиться. Если ей надо выбрать платье, она осматривает все какие есть и сравнивает их между собой.
ОТВЕТ. Значит, она очень тщательно принимает решения. Как Вам должно быть приятно, что из всех мужчин на свете она выбрала именно вас.

ЖАЛОБА. Я не говорю моей жене, чего от нее хочу, потому что для нее это было бы ограничением.
ОТВЕТ. Но вы ведь в самом деле ограничиваете ее, если она хочет сделать вам приятное, а вы не говорите что.

ЖАЛОБА. Мои дети слишком уж кричат и бегают.
ОТВЕТ. Вы должны быть довольны, что благодаря вам они сохранили здоровье и естественную жизнерадостность.

ЖАЛОБА. Я ужасно себя чувствую, потому что мой начальник всегда меня критикует.
ОТВЕТ. Должно быть, ему нравится, как вы работаете, и он хочет помочь вам работать еще лучше.

ЖАЛОБА. Очень уж легко я отношусь ко всему на свете.
ОТВЕТ. Что ж, а я припоминаю, сколько моих друзей заработали инфаркт, потому что слишком серьезно ко всему относились...

Темы рефрейминга.

Однажды на строевой смотр зимней формы одежды мой друг вышел в шубе, его быстрее и сильнее других достало хроническое недообеспечение офицеров обмундированием. Генерала почему-то шуба рассердила больше чем причина отсутствия шинели:

- Вы что, не могли на СТРОЕВОЙ СМОТР попросить у кого-то шинель, шо, никто бы не дал?! - возмутился он.
- Товарищ генерал, а что, когда вам жена не даёт, вы у соседа просите жену…?

Есть три основных классических общелогических метода понимания, соответствующих способам рефрейминга:

  1. дедукция - анализ, раскрывающий причину;
  2. индукция - обобщение, охватывающее прогноз развития;
  3. абдукция - аналогия, проникающая в подтекст, во внутренние смыслы и принципы отношений.

Особый интерес представляет абдукция, она не вяжется с формальной логикой, но вполне соответствует системной логике. Примером абдукции являются софизмы:

люди умирают + трава умирает = человек - это травинка.

Вроде бы вывод не верный, но если даосу, или буддисту, или просто поэту-художнику сказать, что человек - травинка, они не удивятся и много чего интересного и поучительного расскажут и покажут по этому поводу. Если сравнивать приведённые два выражения не структурно, а функционально, то есть понимать их системно, то смысл выводов становится очевиден. Именно благодаря абдукции мы можем постигать смысл метафор, поговорок, притч, нам понятно, почему и как ворона, которая косит под чайку, обычно тонет, и что под этим подразумевается.

Кроме приведённых в предыдущей главе формул, рефрейминг можна осуществлять в соответствии с так называемой темой переосмысления или метафорой. Это те пресуппозиции, которыми интуитивно или осознанно пользуются гибкие, оптимисты и просто просветлённые. Сами по себе эти выражения могут быть как самостоятельными метафорами рефрейминга, так и просто основным смыслом и вступлением для рефреймирующего текста. Эти темы самым широким образом распространены в литературе. Благодаря им авторы переформируют смыслы читателя и владение ими составляет искусство воспитания Человека. Мы вспомним лишь самую малость из того, что есть в твоём арсенале, только для того, чтобы ты убедился, как близок ты к просветлению и мудрости.

  1. Закон сохранения энергии. В соответствии с ним, если где-то что-то плохо, значит в другом месте, возможно, более важном, всё хорошо.
  2. Абсурдность. Любая негативная чрезмерность бессмысленна, абсурдна. Например, уверенность в своей неуверенности. Или нежелание переживать о чистоплотности как желание не беспокоится (радоваться) о возможной болезни. Желание пережить хоть какое-то желание.
  3. Человек изначально уникален и в этом его гениальность. Если бы ты был другой, это был бы не ты, и любая твоя непохожесть на других - это не "хужесть", а индивидуальный шарм, благодаря которому ты дорог родным и привлекателен для друзей.
  4. На самом деле в мире всё относительно. То, что сейчас окажется одним, завтра будет выглядеть по другому; то, что для одного хорошо, для другого может быть плохо.
  5. Квантовый скачок перехода количества в качество.
  6. Гармония позитивного и негативного. В действительности гармонично развитый мужчина всегда несёт в себе и женское начало. На самом деле самая большая радость всегда немножко с грустинкой, и именно поэтому так радостна.
  7. Единство и борьба противоположностей. Только благодаря внутренней противоречивости мы способны развиваться.
  8. Всё развивается по спирали. Всё возвращается на более высоком уровне развития. Всё что имеем сейчас - это ступенька для будущего прогресса. Всё, что мы имеем чуть лучше того, что было и возможно немного не такое хорошее, каким оно может быть будет. Лучшее - враг хорошого.
  9. Женщина не может быть не женственной (слабой, чувствительной, мягкой, ранимой, нежной). Точно так же мужчине свойственно быть мужественным - жёстким, настойчивым, грубоватым, решительным…
  10. Заполнить можно только пустое. Чтобы взять, необходимо сначала отдать (освободить руку).
  11. Конец всего - это начало всего.
  12. Опираться можно только на то, что сопротивляется.
  13. Нельзя вырастить хороший сад, не удобрив его навозом.
  14. Способность изгибаться, изменяться, необходима для жизни. Чтобы стало лучше, необходимо что-то изменить. Если согнулось не туда, значит, гнули не в ту сторону.
  15. Одним жопом в два кресла не влезешь.
  16. Благими намерениями дорога в ад выстлана. Пример плохих последствий желаемого.

Пресуппозиции NLP.

В NLP подобные посылки (фреймы) формулируются в качестве специальных допущений, на основании которых формируются стратегические жизненные позиции эффективного человека. Приведённый перечень - пресупозиции нелперов, выделенные ими феноменологически, полезно сравнить с выведенными на основе системного подхода принципами гибкости. Пресуппозиции помогают увидеть в NLP не просто набор техник, а и особый идеологический подход к решению даже самых глобальных жизненных задач:

  1. Карта не территория.
  2. Переживания (карты) имеют свою структуру.
  3. Человек сам творит свои переживания.
  4. Я ответственен за свои мысли, а значит и за результат.
  5. Человек не есть его поведение.
  6. За каждым поступком позитивные намерения и побуждения.
  7. Каждый выбирает лучшее из того, что имеется в его распоряжении.
  8. Каждый действует по-своему безупречно, каждый в чём-то гениален.
  9. Неудачное поведение - это идеальный способ достижения другой цели.
  10. Нет неудач, есть опыт, нет ошибок, есть результат и обратная связь.
  11. Обратная связь (ошибки) - это условие совершенствования.
  12. В проблеме содержится решение, нет проблем без решения.
  13. Смысл общения в реакции.
  14. Сопротивление - реакция на форсированное общение и неэффективное присоединение.
  15. Никто не может не реагировать, и никто не может не оказывать влияние.
  16. Обучение - жизнь, мы не можем не учиться.
  17. Каждый ведёт себя так, как он о себе думает.
  18. Кем бы ты себя не считал, на самом деле ты нечто большее.
  19. Если что-то по силам одному - оно по силам каждому.
  20. Выбор лучше его отсутствия.
  21. Изменения могут быть моментальными.
  22. Системой управляет тот, кто гибче.
  23. У каждого есть всё необходимое для изменения и достижения успеха.
  24. Разум и тело взаимодополняемые системы.

В контексте рефрейминга гибкость представляет собой способность иметь и формировать достаточно необходимое количество разных значений явления (объективных происшествий, а также личных переживаний, мыслей и поведения), контекстов (ситуаций) полезности этого явления и способов осуществления намерения. Поэтому саморефрейминг - это хорошее упражнение для развития личной гибкости: он адекватнее включает в реальную ситуацию, позволяет обнаружить новые личностные ресурсы и создаёт поле вариантов для оптимального выбора.

В работах Н.Е.Вераксы отражён подход к пониманию гибкости мышления как психологическому феномену, с помощью которого субъект может отражать различные свойства объекта, в том числе и противоречивые. Механизм диалектического мышления дошкольников характеризуется единством диалектических мыслительных действий и средств. Система диалектических действий составляет основу оперирования отношениями противоположности. Автор выделяет:

  • действие диалектического превращения, цель которого заключается в рассмотрении объекта как противоположного самому себе;
  • действие диалектического опосредствования, направленное на поиск таких целостностей, которые характеризуются наличием определенных заранее противоположностей;
  • действие диалектического объединения, направленное на установление в анализируемой целостности отношений противоречивости, на утверждение правомерности обоих взаимоисключающих отношений при характеристике объекта;
  • действие диалектического обращения, которое позволяет перейти от исходного отношения между объектами к противоположному;
  • действие смены альтернативы, позволяющее выйти за контекст данной ситуации, рассмотреть предмет или явление под новым, часто противоречивым углом зрения.

Главная функция средств диалектического мышления состоит в отражении отношений противоположности. В их качестве могут выступать те образы и понятия, с помощью которых субъект может передавать отношения противоположности. Следовательно, можно полагать, что гибкое мышление на определенном уровне развития оперирует отношениями противоположности. В пользу этого говорит и то обстоятельство, что в психологической литературе гибкость рассматривается как свойство продуктивного, творческого мышления, основу которого составляет продуктивное преобразование проблемных ситуаций. Именно в умении гибко совмещать идеальный и реальный, условный и действительный планы ситуации психологи видят творческий потенциал6.

Отражающее суть рефрейминга нахождение новой точки зрения, нового смысла составляет основное содержание принятия решения как центрального этапа управленческого процесса7.

И в конце с учётом всего вышесказанного заметим, что рефрейминг будет эффективен, только если соответствует внутреннему контексту мировоззрения объекта влияния, его настоящим ценностям. Именно в случаях такого несоответствия информационное влияние даже очень виртуозное не приносит результата, натыкаясь на идеологическую цитадель, генерирующую свои собственные смыслы (смотри главу об идеологическом влиянии).

А теперь если ты понял, что такое рефрейминг, то знаешь, что на самом деле ответов всегда намного больше чем вопросов…

На практике поначалу многие сомневаются в лёгкости и простоте описываемых техник, спрашивают, как ими необходимо овладевать. Как формировать умения: повторяя дольше и чаще как можно больше разных вариантов существующих действий, поступков, способов мышления и поведения, и потом на основе этого моделируя новые варианты. Кто боится потерять в таком подражании идентичность, пусть успокоится, он уже давно без неё, всё что он есть - ассимилированные убеждения, ценности, привычки родителей, воспитателей, учителей, книжных и киношных героев. Повторение до тех пор пока не потеряешь интерес к этому. Если потерял интерес, то ты или не дорос ещё до желания совершенствоваться или твой организм уже усвоил всё необходимое и перевёл в автоматические умения.

Гибкость достигается, когда ты осознаёшь, что любое умение можно эффективно использовать в любой ситуации. Отсюда два следствия:

  • одно умение можно использовать во всех ситуациях;
  • все умения могут быть использованы в одной ситуации.

Если то, что ты делаешь неэффективно, значит это ещё не умение. Умение возникает тогда, когда ты постигаешь смысл действий, а не их конкретное значение. А смысл действия в реакции, которую оно вызывает.

Большинство думает, что не знает, как научиться эффективно рефреймировать и что такое эффективные ценности. На самом деле у каждого из нас есть превосходный опыт, и мы умеем это делать. Любовь как ценность - это внутреннее свойство, обуславливающее способность рефреймировать всё негативное, касающееся любимой, в позитивное.

К пониманию этих эффективных ценностей мы приближались в первом разделе, в описании принципов гибкости, они же отражены, если внимательно присмотреться, в пресуппозициях НЛП.

Таким образом, в контексте рефрейминга проблему принятия решения можно свести к триединой задаче:

  1. определить, какую пользу с имеющихся вариантов можно получить вообще;
  2. в каких условиях, в какой ситуации имеющийся вариант мы можем эффективно использовать;
  3. как, чем ещё мы можем получить желаемую пользу.

Надеюсь, теперь совсем понятно, как овладение рефреймингом связано с повышением эффективности управления, и почему эффективность управления определяется не оценкой решения, а получением пользы, и как самоорганизация бывает эффективней организации…

Милтон-модель.

На третьем этапе создаются программы эффективного поведения в ресурсном состоянии и вырабатываются ключики, запускающие эти программы. С понятием "программа" мы уже ознакомились в главах о программировании и о методах психологического влияния. Что касается ключиков, то эти, уже местами нами упомянутые стимулы, нелперы называют якорями. Якорем может быть всё, что угодно: слова, виртуальные кнопочки на теле, образы, символы, ритуалы, амулеты, украшения, униформа, определённое место, время. Понять, как работает якорь очень просто. Достаточно вспомнить, как ты пользуешься ими интуитивно в обычной жизни. Перед решением сложной или важной задачи, а иногда по жизни вообще что-то начиная, кто-то может перекреститься или постучать по дереву, кто-то помолиться или трижды плюнуть через плечо. Как правило, помогает. Вроде бы ничего в реальной действительности существенно не изменилось, а чувствуешь себя увереннее, и получается так, как хотел. Потому что изменил внутреннее отношение к проблеме. Сделала новую причёску и стала чувствовать себя увереннее. Надел очки и поумнел, посерьёзнел - легче думается. Одел форму с фуражкой и стал авторитетно уверенным, легче управлять. Красной ниткой запястье перевязала и не болит больше. Улыбнулись и веселее жить стало. Повесив ответственность за результат на мистический "якорь", ты успокаиваешься, раскрепощаешься, снимаешь барьеры закрепощённости, освобожденные ресурсы эффективно используются организмом, и в итоге помогают достичь желаемого результата. Так формируются стереотипы эффективного поведения.

Главное правило для клиента при якорении - пользоваться в крайнем случае. Это условие позволит сразу выделить реально значимые задачи и подтолкнёт к взятию ответственности на себя за решение обычных задач, диапазон которых будет расширяться за счёт когда-то значимых проблем.

Сам типичный процесс программирования представляет собой тоже три этапа:

  • включение в причину ситуации, желания объекта в ситуацию (связывание их), инкорпорация причины или основания в программу поведения (при этом, в качестве действительной может предполагаться, любая подходящая возможная причина);
  • описание процесса (в совершённой форме глагола и будущем времени), ситуации, условия, состояния, их особенностей и характеристик;
  • чёткое представление в сенсорных и психоструктурных модальностях результата, его ценностей и выгод (плюс экологическая проверка).

Примеры описываемой техники мы приводили в главе о психологических методах влияния. В реальной профессиональной деятельности это может выглядеть и таким образом:

- Не ТОРОПИТЕСЬ ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ на покупку. Присмотритесь - ПОЛЮБУЙТЕСЬ. Подумайте - ХОРОШЕНЬКО ОЦЕНИТЕ ПРЕИМУЩЕСТВА. Походите - ПОЧУВСТВУЙТЕ НАСКОЛЬКО ВАМ ПРИЯТНО, УЮТНО ЗДЕСЬ ЖИТЬ (попробуйте - как удобно, легко и просто этим пользоваться).
- У меня хорошая новость, дом ваш, если ВЫ СОГЛАСНЫ его купить.
- (Попробовав новый макияж) Посмотрите, как приятно вы изменились. Согласитесь, когда выглядишь прекрасно, то и думаешь по-другому, хочешь жить по-другому.

Центральным звеном в описываемой трёхкомпонентной модели эффективной коммуникации является рефрейминг. Более того, метамодель и Милтон-модель не просто липнут, а проникают в сферу рефрейминга. Так метамодель заставляет увидеть новые значения и тем самым подводит к рефреймингу с одной стороны. С другой стороны, Милтон-модель - это по сути упрощённый шестишаговый рефрейминг, организованный без обратной связи.

На самом деле, всегда, когда мы метамоделируем мы получаем новый смысл и вызываем в последствии новую поведенческую реакцию. Всегда, когда мы рефреймируем, мы изменяем диапазон восприятия и опять побуждаем новую реакцию. Новая программа всегда вызывает новые смыслы и новое восприятие. Это целостный процесс. Как и в самом рефрейминге: новое значение изменяет контекст восприятия и будит новые паттерны поведения, новый контекст "притягивает" новое значение и намерение, новый образ поведения - это и новые значения, и новые границы контекста. Какую бы процедуру или технику мы не выполняли, автоматически происходят и изменения, соответствующие другим процедурам и техникам. Но тем не менее мы их разделяем, каждую отдельно выделяем и специально применяем. Выбирая какую либо, мы привязываемся к актуальному плану и используем наиболее соответствующий этому плану способ. Хотя, изменив уровень восприятия проблемы, мы можем использовать другую технику. Например, рефреймируя значения реакции, мы можем сместить акцент с раздражителя или поведения на намерение и тогда возникает возможность рефреймировать контекст.

Образно выражаясь, мы имеем треугольник техник или процедур. Запуская треугольник, мы касаемся одного угла, но летят все три сразу.

Процесс нелперской модели гипноза тоже осуществляется по описанным трём этапам.

Метамоделирование позволяет, проанализировав картину проблемы, определить истинное, конкретное и предметное её содержание, выделить проблемное значение предмета проблемы, которое обуславливает неудовлетворённость, негативное отношение к объекту внимания.

С помощью рефрейминга мы полученное содержание наделяем полезным (или позитивным) смыслом, устанавливаем позитивную связь его с "Я" личности.

В процессе Милтон-моделирования мы полученный позитив распространяем на целый ряд возможных ситуаций, как бы заражаем себя вирусом позитивного отношения к себе, к своим возможностям, к условиям ситуации, генерализируем уверенность и тому подобное.

Вместе с этим, в результате, личность диссоциируется с негативным опытом и ассоциируется с позитивным.

Диссоциация: "Итак, у вас иногда возникало беспокойство? Это то, что вы чувствовали до сих пор".

Ассоциация: "Вы чувствуете спокойствие и впредь всегда сможете действовать уверенно".

Таким образом, ценности определяют смысл, а смысл побуждает к действию или, как говорят нелперы, убеждения связывают ценности и опыт.

Метамодель выявляет ценности, цели, критерии.

Рефрейминг определяет ресурсы и средства.

Милтон-модель связывает цели и средства, запуская программу поведения.

Механизм формирования конструктивного поведения

(по Косику В.В.)

Рассмотрим схему, которая раскрывает роль описанных процедур с точки зрения личной конструктивности. Если стимул "попадает" в сферу осознания (ОС), гибкий человек способен определить позитивные смыслы происходяшего и конструктивно осуществить их в поведении. Когда стимул "задевает" бессознательные комплексы неосознаваемой сферы (НС), бессознательные оценочные стереотипы возбуждают деструктивные проявления. Благодаря приведённой схеме легко определяются пути решения задачи личностной конструктивности:

  1. определение и формирование позитивных, конструктивных, полезных смыслов, происходящего или переживаемого, то, что решается в процессе рефреймирования;
  2. осознание бессознательных комплексов (в нашем контексте мы решаем эту задачу с помощью метамоделирования и прояснения);
  3. формирование бессознательных барьеров деструктивным намерениям и разрушение оценочных барьеров, препятствующих конструктивности (на практике мы решаем эту задачу с помощью Милтон-модельного программирования эффективного поведения).

1. Ковалёв С.В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: Учебное пособие. - М.: Московский психологический институт: Флинта, 2002. - С.19. - 512с.
2. Дилтс Р. Фокусы языка. - СПб.: "Питер", 2002. - 320с.
3. Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. - Самара: "Бахрах - М". 2000. - 336 с.
4. Семёнов И.Н. Системные исследования мышления в решении творческих задач. Автореф.канд. 1980. - 18 с.
5. Бендлер Р., Гриндер Дж. Рефрейминг. - Воронеж: НПО "МОДЭК", 1995. - с.
6. Ермакова Е. С. Формирование гибкости мышления у дошкольников. http://www.voppsy.ru
7. Мухин В.И. Исследование систем управления. - М.: Экзамен, 2002. - С.313. - 384с.


Посмотрим с начала?


Дата последнего изменения:




www.sitnikov.ru   Top-Manager | Журнал для руководителей